с 1 декабря набираются группы: утренняя 18+ (м. Курская)
и группы для взрослых (утро, вечер) и детей с 3 лет (м. Преображенская площадь).
Запись на 2 пробные тренировки потелефону: +7 495 363 21 98
was successfully added to your cart.

О дисциплине на занятиях

By Август 24, 2016Без категории

Здравствуйте! Меня зовут Юлия, и я тренер по айкидо. В нашей школе я веду в том числе и самую младшую группу 3+, куда ходят малыши от 3 до 5 лет. Здесь будущие айкидоки потихоньку осваивают основные общефизические упражнения, которые в дальнейшем помогут им успешно заниматься в более старших группах, знакомятся с некоторыми элементами специальных физических упражнений и техник непосредственно нашего боевого искусства, а также, что на мой взгляд, самое главное, усваивают правила поведения и этикет, характерные как для восточных единоборств в целом, так и для айкидо в частности, т.е. то, что можно назвать одним ёмким словом дисциплина. И часто родители именно этой возрастной группы задают вопрос, не слишком ли строго проходят занятия. Вот поэтому об этом, о дисциплине и этикета восточных единоборств, мне хотелось бы рассказать.

Как театр начинается с вешалки, так и каждое занятие любым восточным единоборством начинается с определённых, жёстко регламентированых ритуалов, призванных настроить занимающихся на нужный лад, помочь приготовиться к занятию морально (не стоит забывать, что культура и философия Японии, Китая, Кореи и других азиатских стран сильно отличается от европейской, что накладывает определённый отпечаток на всё, включая и физическую культуру). Заканчивается каждая тренировка тоже свои ритуалом, целью которого является концентрация на изученном, а также некоторое моральное и физическое восстановление после физической нагрузки. Но строгости правил поведения не ограничиваются лишь приветствием и прощанием: в течение всего занятия, даже в мелочах, как занимающиеся, так и тренер должны соблюдать своеобразный этикет общения (я уже не говорю о специфических командах, которые произносит тренер и должны понимать ученики: «хаджиме», «яме», «сейдза» и т.д.) Так вот, если для взрослых занимающихся это лишь вопрос специфики данного вида деятельности, и они пришли в додзё (зал для занятий) с определённой целью, то для детей вопросы этикета и дисциплины на татами весьма актуальны, ведь многие малыши впервые попадают не только на тренировку по айкидо, но на занятие в группе в принципе, и не имеют представления о том, как стоит себя вести. И задача тренера перво-напрево объяснить это новеньким.
Детям, даже более старших возрастных групп, приходится рассказывать всё: как входить, как и куда садиться в начале тренировки, какие слова служат сигналом к началу и завершению упражнения, что можно делать в зале и что категорически запрещено (т.е. те вещи, которые взрослые понимают эти вещи просто наблюдая за старшими учениками). Именно поэтому каждый сентябрь начинается с кропотливого (и довольно строгого, дабы воспринималась всерьёз) объяснения малышам правил поведения в зале. Весь месяц почти на каждом занятии я поговаривают эти правила, которых у меня три: 1) мы не болтаем; 2) мы не балуемся; 3) мы слушаем тренера и делаем только то, что говорит нам тренер. При соблюдении этих нехитрых правил, занятия проходят на ура, там есть место и шуткам (которые необходимы для эмоциональной разрядки), и играм (которые как ни крути, но до 7 лет являются главным способом ребёнка для постижения мира). Остальные, менее глобальные правила (как мы входим в зал и выходим из зала; что надо сделать, если хочешь задать вопрос или выйти; как мы встаём в пару и др.) учатся в процессе тренировок.
Но на этом приручение детей к дисциплине только начинается: для них (в отличие от взрослых и детей школьного возраста) необходимо строго регламентировать все упражнения (что делаем, как делаем, от какой отметки и до какой делаем, что делаем до и после выполнения упражнения, как слушаем объяснение). Это тоже является элементом дисциплины, и я как тренер предъявляю серьёзные требования к таким, казалось бы со стороны, мелочам. Поэтому в первые месяцы занятий на приучение группы к этим формальности уходит больше времени, чем на само выполнение упражнений. Но это вовсе не бесполезные занятие, т.к. через 2-3 месяца обученная этим правилам группа начинает тренироваться болболее эффективно, так как привыкшие к определённым алгоритмам дети не нуждаются в дополнительных разъяснениях (на которые тратится драгоценное время), им достаточно назвать упражнение (или показать, если оно новое) и сказать «хаджиме», и трёхлетние малыши справляются с заданием не хуже (а иногда и лучше) взрослых. Плюс ко всему в дальнейшем дети, привыкшие к строгой дисциплине проще адаптируются в старших группах, более организованы на выездных семинарах и аттестациях, внимательнее на тренировках (потому что привыкли не отвлекаться на баловство).
Ну и конечно не стоит забывать, что для айкидо, как и для любого единоборства, дисциплина и строгое следование командам тренера является залогом не только успешного освоения техники, но отсутствия травм. Вспомните самураев, потомки которых разработали большинство современных школ боевых искусств: их стремление к идеальной дисциплине и строгое следование приказам суверена вошли в историю, и ведь не просто так!

Юлия Мартынова, тренер Школы восточных единоборств Ichido по айкидо (группы 3+ и 6+) и катори (группа 8+),
2 дан айкидо айкикай,
чёрный пояс школы Тэнсин Сёден Катори Синто Рю,
кандидат в мастера спорта РФ по вольной борьбе,
выпускница МПГУ (2007) и РГУФКСМиТ (2013).

Author admin

More posts by admin

Возникли вопросы?

Свяжитесь с нами, и мы обязательно на них ответим:

+7 (495) 363-21-98

Или оставьте нам Ваш телефон, и мы сами перезвоним:


Кстати, мы открыли айкидо интернет-магазин→